Как же бедуинам удалось создать успешную страну? Современные арабские историки говорят о следующих причинах и принципах. У бедуинов был кодекс чести, традиции благородства, ценности гостеприимства и взаимопомощи и был такие люди как национальный лидер, отец нации, основатель государства шейх Заид Бен Султан Аль Нахайян Решающую роль при этом играет политическая воля и просвещенность власти имущих. Эмиратские шейхи больше заботятся о стране в целом, чем о озолеченности отдельных личностей.
Традиция гостеприимства бедуинов определяла наряду с достойным уровнем жизни статус рода в обществе. Престижным было держать дом открытым, принимать посетителей и проявлять щедрость по отношению к соседям.
Общая численность эмирата Абу-Даби в 1962 г. составила примерно 13 тыс. жителей. В прошлом «город» Абу-Даби состоял преимущественно из хижин «барасти», сооруженных из сухих ветвей пальмы. В 1967 году появилось электричество, а в 1972 году одновременно с Америкой и Европой — мобильные телефоны. Появились новые школы, а многие местные дети был отправлены за счет эмирата на учебу за границу.
Шейх начал свое правление с беспрецедентного акта щедрости и доброй воли. Он открыл дворцовую казну и раздал накопленные шейхом Шахбутом (страшим братом) деньги, полученные эмиратом за нефть. Злые языки утверждали, что несколько миллионов долларов, хранящихся в мешках в подвалах дворца, уничтожили грызуну (мыши и крысы). Каждый нуждающийся житель не только Абу-Даби, но и других эмиратов, входящих в Договорные государства, мог получить деньги. В столице эмирата сносились хижины «барасти», за что государство выдавало щедрую денежную компенсацию, на которую можно было простроить современное жилье и открыть новое дело. Кроме этого шейх предоставлял каждому жителю безвозмездно три-четыре участка земли – для строительства жилого дома, для строительства коммерческого здания в деловом центре города и строительство мастерской или другого производственного объекта в промышленной зоне. Сельские жители получили безвозмездно земельные участи и все необходимое для их возделывание, включая технику, насосы и ирригационные сооружения. В соответствие с декретом созданного правительства не один контракт не мог быть выдан иностранной компании без спонсорства со стороны гражданина Абу-Даби. При этом предпочтение отдавалось компаниям, в которых большая часть капитала принадлежала местным предпринимателям, чтобы закрепиться на рынке.
Конечно были и издержки такой щедрости. Многие бедуины не привыкли владеть и распоряжаться большими суммами денег. И если большинство тратило деньги на строительство новых домов, то нескорые направлялись в автосалоны и покупали дорогие автомобили, которые в условиях бездорожья быстро превращались в металлолом. Потребовалось время, чтобы бедуины осознали значение денег и материальных ценностей. Но в сознании граждан эмиратов навсегда осталось убеждение, что нефтяное богатство было поделено между всеми, а не присвоено правящей семьей.
Произошло не отчуждение между властью и народом, а сближение, что позволило запустить самый эффективный ресурс — ресурс человеческой энергии.
Экономический бум в эмиратах создал беспрецедентные условия для иностранного капитала. Однако бывшая метрополия — Великобритания не смогла этим воспользоваться. Лондон начал улучшать отношения с Израилем, что было воспринято большинством арабов как попрание палестинской проблемы. Эмираты начали бойкотировать британскую продукцию, а ведущее место в импорте заняла Япония, начавшая поставлять самые лучшие в мире внедорожники и другую продукцию.
Соревнование Запада и арабского мира за создание лучшей модели государства на ближнем Востоке проиграл Запад. ОАЭ по макроэкономическим показателям опережают Израиль.
Шейху Заиду удалось убедить народы эмиратов и другие правящие семьи к объединению в федерацию, что было не просто. Шейхи других эмиратов были настроены подозрительно и скептически, так как федерация, ослабляла их личную власть. После титанических усилий со стороны шейха Заида 2 декабря 1971 года были основаны Объединенные Арабские Эмираты. В них вошли семь эмиратов Договорного государства за исключением Бахрейна и Катара, провозгласивших независимость после вывода английских войск. Министрам первого федерального правительства было немногим больше тридцати лет. Им пришлось вести нелегкую борьбу с пережитками, так как население со своими проблемами привыкло обращаться к племенным вождям, а не к официальным бюрократическим государственным учреждениям. Особенно большие трудности возникли с необходимость заручиться преданностью кочевых племен пустыни, которых религия и культура призывали служить только двум силам – Аллаху и вождю племени. Кроме того, хотя эмираты находились на небольших расстояниях друг от друга, информационная изоляция до объединения была полной.
Шейху Заиду пришлось приложить огромные усилия, чтобы народ перешел от племенной зависимости к вере в новое государство, когда соседи не были потенциальными врагами, а становились соотечественниками.
Для кочевых бедуинов, не желающих селиться в городах, были построены дома на их землях, мечети и магазины, выделены участки для земледелия. При поддержке государства были созданы кооперативы для закупки и сбыта продукции бедуинов. В результате была завоевано доверие бедуинов к новой системе государственного правления.
Всего сорок лет назад местные бедуины вели примитивный быт кочевников, боролись за физическое выживание между бесплодной пустыней и морем, опаленные безжалостным солнцем. У них не был собственных денег, они не носили обуви, они не знали городов, часов, мыла и полотенца. Они знали одного хозяина — шейха, одну книгу – Коран. Самой большой ценность для них был верблюд, финиковая пальма и море, где добывался жемчуг.
Питание было скудным, рацион состоял из риса, рыбы простокваши и фиников, фруктов и овощей почти не было. В Абу-Даби не было чистой пресной воды. Мяса не хватало, и чаще всего бедуины недоедали.
Одежда была незавидной. У мужчин, как правило, была единственная длиннополая рубаха кандура, у женщин — две, обувь не носили. В 50-е годы не было больниц и школ, кроме религиозного медресе, где был один учитель – мулла. Абсолютное большинство было безграмотным, единицы учились по Корану — единственной доступной книге. Бедуины не документировали исторические события. Не вели регистрацию рождений, смертей и браков. Даже договора не регистрировались должным уровнем, в результате цивилизованные европейцы часто обманывали местных вождей. Уровень смертности среди женщин достигал 30%. Как пишет Мухаммед-аль- Фахим: «Достойно сожаления, что англичане, не смотря на свое присутствие в регионе на протяжении почти двух столетий, даже пальцем не пошевелили, чтобы помочь нам в сфере образования или медицинского обслуживания» (с.55). Первая светская школа была открыта в 1959 году.
Первые списанные военные грузовики и вездеходы появились во второй половине 50-х годов. В 1961 году шейх Заид построил первую в Абу-Даби глиняную дорогу. Был электрифицирован дворец правителя с помощью передвижного генератора.
© All rights reserved by dubai relax travels llc